«День Победы – Славный праздник»
ПРОЕКТ
Проект «День Победы – Славный праздник» посвящен вопросу патриотического воспитания как основы формирования будущего гражданина.
Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, унёсшей миллионы жизни, о подвигах, совершённых ценою собственной жизни, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут тех солдат и детей-героев, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.
Мы обязаны всё помнить!
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был составлен данный проект.
Предложенный материал может быть рекомендован для практического применения педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Паспорт проекта
Наименование проекта |
«День Победы – Славный праздник» |
Составитель проекта |
Антипова Инесса Геннадьевна |
Вид проекта |
исследовательский, личностно-ориентированный, творческий. |
Цель проекта |
Продолжать формировать патриотические чувства у дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. |
Задачи проекта |
1. Создание условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
2. Разработка НОД.
3. Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
4. Формировать у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестры;
5. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
6. Привлекать родителей к патриотическому воспитанию дошкольников; |
Срок и этапы реализации проекта |
апрель – май
I этап- подготовительный: апрель 1 неделя
1. Сбор информации, работа с методической литературой.
2.Определение цели, задач, исходя из интересов и потребностей детей, содержания проекта и ожидаемых результатов.
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей.
II этап – основной: апрель
1.Проведение мероприятий: утренние беседы с детьми, НОД, игры, опыты, работа в книжном уголке, творческая деятельность детей.
2. Организация игровой деятельности (дидактические, подвижные ,сюжетно-ролевые игры)
3.Подбор и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
4.Создание предметно-развивающей среды : тематический материал в книжном уголке.
5. Изготовление поделок, рисунков;
6. Создание уголка - памяти«Война глазами детей»
III этап – завершающий: май
1. Подведение результатов: оформление выставки рисунков, поделок, уголок - памяти «Война глазами детей», конкурс чтецов, музыкально – литературная композиция.
2. Презентация проекта на различных уровнях. |
Перечень основных мероприятий |
1. Разработка системы организационных мероприятий, направленных на формирование патриотического воспитания дошкольников.
2. Создание условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
3. Организация и проведение НОД.
4. Моделирование форм взаимодействия с родителями по вопросам патриотического воспитания дошкольников.
5. Разработка методических материалов для реализации проекта. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
Воспитатель, педагоги, воспитанники, родители |
Ожидаемые результаты реализации проекта |
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
1. Создание условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
2. Разработаны методические материалы и НОД для реализации проекта.
3. Обогащён и развит словарный запас детей, сформирована гражданская позиция, чувство любви к Родине;
4. Осознание мальчиками стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; у девочек воспитано милосердие на примере профессии медсестры;
5. Осознанное проявление уважения к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
6. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников. |
Целевые группы проекта |
Дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Введение
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Р.Рождественский
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
Реализация проекта «День Победы - Славный праздник» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории.
Цель проекта:
Продолжать формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
1. Создание условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработка НОД.
3. Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
4. Формировать у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестры;
5. Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
6. Привлекать родителей к патриотическому воспитанию дошкольников;
Срок реализации проекта: апрель-май
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей в ходе проекта: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Предполагаемые результаты:
1. Создание условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
2. Разработаны методические материалы и НОД для реализации проекта.
3. Обогащён и развит словарный запас детей, сформирована гражданская позиция, чувство любви к Родине;
4. Осознание мальчиками стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; у девочек воспитано милосердие на примере профессии медсестры;
5. Осознанное проявление уважения к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
6. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Этапы реализации проекта
Период |
Мероприятия |
Задачи |
|
I этап- подготовительный: апрель |
|
|
Апрель
1 неделя |
1. Сбор информации, работа с методической литературой. |
Повысить уровень профессиональной компетентности по данному вопросу. |
|
|
2. Разработка содержания проекта:
«День Победы – Славный праздник» |
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты |
|
|
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. |
Определить объем и содержание работы по проекту. |
|
|
4.Разработка консультаций и рекомендаций для родителей. |
Выявить компетентность родителей по вопросу воспитания дошкольников в духе патриотизма |
|
II этап – основной: апрель |
|
|
Апрель |
Беседы:
1. «Великая Отечественная война» |
Расширять знания детей о Великой Отечественной Войне,
воспитывать уважение к взрослым людям, развивать внимание |
|
|
2. «Праздник День Победы» |
Дать детям знания о героических днях войны, рассказать о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Объяснить детям такие понятия, как «Вечный огонь», «Могила Неиз-
вестного героя».
Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны, желание помочь им, сделать что-то полезное и приятное. |
|
|
3. Экскурсия к обелиску в с. Шилово |
Познакомить детей с памятником, погибшим героям в Великой Отечественной Войне; расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, воспитывать патриотические чувства. |
|
|
Художественное творчество: - рисование
«Спасская башня Кремля» |
Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля.
Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении.
Воспитывать в детях любовь к родному городу.
Учить детей передавать в рисунке образ главной башни Кремля.
Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький.
Развивать чувство композиции |
|
|
|
Выставка рисунков:
«Салют Победы»
«Голубь Мира»
Конкурс рисунков: «Пусть всегда будет солнце» |
Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное.
Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине и к ее защитникам
Закрепить технику рисования («Набрызг») |
|
|
Художественное творчество: - аппликация:
«Танк»
«Открытка ветерану» |
Продолжать учить детей вырезать силуэт предмета по контуру.
Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Воспитывать творчество и самостоятельность. |
|
|
Конструирование и ручной труд
Письмо с фронта. Оригами «Фронтовой треугольник»
|
Учить детей конструировать поделку из бумаги.
Развивать воображение, внимание, усидчивость. |
|
|
|
|
|
Художественное творчество: лепка « ОРДЕНА И МЕДАЛИ» |
Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу любимой Родины. Правительство по достоинству отметило тех, кто совершал ратные и трудовые подвиги в годы войны.
Показать детям фотоматериалы с изображением орденов и медалей . |
|
|
ЛЕПКА «ПОГРАНИЧНИК В ДОЗОРЕ»
|
учить детей лепить фигуру человека из отдельных частей, соблюдая пропорции.
развивать мелкую моторику;
воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям в военной форме;
воспитывать интерес к лепке, умение доводить начатое до конца. |
|
|
Чтение художественной литературы:
А. П. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш»
Чтение С. Алексеева «Ради жизни на земле» |
Продолжать учить детей слушать произведения, сопереживать героям, отвечать на вопросы по прочитанному.
Воспитывать бережное отношение к книгам. |
|
|
Тренинг-игра «Ранение»
Подвижные игры:«Разведчики», «Преодалей припятствие»
Игры –эстафеты«Водрузи знамя», «Снайперы» |
Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость; упражнять в беге. |
|
|
Дидактические игры
«Морской бой»,
«Военные профессии»,
«Зашифруй телеграмму»
|
Учить называть предмет и его описывать,
соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. |
|
|
Сюжетно-ролевые игры:
«Пограничники»,
«Разведчики»,
«Летчики». |
Продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление |
|
|
Чтение стихов на военную тематику: Е. Благинина «Шинель», Смирнов «Кто был на воене», рассматривание книг и иллюстраций о Дне Победы. |
Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;
помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;
упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности;
развивать образность речи. |
|
|
Спортивные развлечения: «Веселые старты»
«Военно-патриотическая игра «Зарница» |
Приобщить детей к занятиям физической культурой.
Развивать физические качества: ловкость, быстроту, гибкость.
Создать положительный эмоциональный настрой. |
|
|
Экскурсии: в музей Шиловской школы № 16.
К братской могиле в с Шилово,
возложение цветов. |
Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа. |
|
|
Советы родителям:
«Как рассказать детям о войне» |
Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников. |
|
III этап – завершающий: май |
|
Май |
Выставка творческих работ:
«Для вас - ветераны» |
Воспитание в подрастающем поколении патриотизма и гражданственности, интереса к истории своей Родины;
осознание величия подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
развитие творческих способностей учащихся. |
|
Май |
Конкурс чтецов:
«Этих дней не смолкнет слава» |
Познакомить ребят с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне.
Пробудить чувство гордости за свою Родину и людей, которые спасли страну. |
|
Май |
Праздник:
«Этих дней не смолкнет слава – 76 лет Победе» |
Закрепить представление детей о празднике - День Победы;
Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ |
|
Май |
«Уголок Памяти» |
Продолжать учить детей работать с различным материалом и создавать из него коллекцию.
Воспитывать творчество, коллективизм. |
|
Май |
Презентация проекта
«День Победы – Славный праздник» |
Представить педагогический опыт педагогам ДОУ. |
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты
реализации проекта
1. Создание условий и предметно-развивающей среды, способствующей коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработаны методические материалы и НОД для реализации проекта.
3. Обогащён и развит словарный запас детей, сформирована гражданская позиция, чувство любви к Родине;
4. Осознание мальчиками стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны; у девочек воспитано милосердие на примере профессии медсестры;
5. Осознанное проявление уважения к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
6. Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
.
Мониторинг проектной деятельности
ВОПРОСЫ:
1. Знаешь, ли ты, что такое Великая Отечественная война?
2 .Когда она была? (давно или недавно)
3. Какие страны в ней учувствовали?
4 .Кто одержал Победу?
5. Кто из твоих родственников учувствовал в этой войне?
6. Какие качества помогли советским людям одержать победу?
7. Какой город старался захватить Гитлер, чтобы покорить наш народ?
8. Чем закончилась эта страшная война?
9. Какой праздник отмечается 9 Мая?
Заключение
В результате работы над проектом дети получили углубленные знания о нашей Родине, её защитниках. В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
День Победы стал близок и понятен детям старшего дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны.
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству.
Продолжилось воспитание детей в духе патриотизма, чувства уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины, гордость за родную страну. У детей сформировались нравственные ценности гражданина и патриота своей Родины.